ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

Создание ВКО СНГ требует решения сложных организационно­-плановых, финансово­-экономических, научно-­технических и производственно­-технологических проблем

 

Решением Совета министров обороны СНГ от 11 ноября 2014 года Координационному Комитету по вопросам ПВО совместно с министерствами обороны государств – участников СНГ и Центральным научно-­исследовательским институтом Войск воздушно­-космической обороны Минобороны России поручено разработать и представить в установленном порядке на рассмотрение Совета министров обороны проект Концепции воздушно­-космической обороны государств – участников Содружества Независимых Государств. Проект Концепции разработан. На очереди – представление проекта Концепции Совету глав государств для принятия окончательного решения.

 

Александр ПОШЕЛЮЗНЫЙ, полковник, старший научный сотрудник НИЦ ЦНИИ ВВКО Минобороны России, кандидат военных наук

Сергей ЯГОЛЬНИКОВ, начальник ЦНИИ ВВКО Минобороны России, генерал-­майор, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одним из механизмов обеспечения ее национальной обороны в настоящий период является международное военное сотрудничество, составной частью которого является сотрудничество с государствами – участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).

Концепцией внешней политики Российской Федерации развитие сотрудничества с государствами – участниками СНГ определяется в качестве приоритетного направления внешнеполитической деятельности. Успешное осуществление такого сотрудничества способствует устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира, обеспечению устойчивого международного положения страны, а также развитию и совершенствованию ее оборонного потенциала.

В практическом плане военное сотрудничество позволит Российской Федерации эффективно противодействовать созданию и развитию военно­-политических, экономических союзов и других структур, созданных на пространстве СНГ без участия России, и проводящих антироссийскую политику, оперативно реагировать на возникающие кризисные ситуации, обеспечивать возможность России выполнять свои международные обязательства.

В Концепции дальнейшего развития СНГ подчеркивается, что сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам в современных условиях является одной из наиболее востребованных областей взаимодействия.

В документе указывается, что заинтересованные страны Содружества будут сохранять и укреплять имеющиеся направления военного и военно­-технического сотрудничества, охрану и использование воздушного пространства, техническое взаимодействие, а также развивать такие перспективные направления, как координация усилий в нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, укрепление национальных систем экспортного контроля.

Для решения общих задач, стоящих перед государствами – участниками СНГ, в рамках Содружества создана и успешно функционирует комплексная правовая и организационная система, направленная на обеспечение безопасности его участников.

Важным составляющим элементом системы является создание в СНГ базовых организаций (учреждений), имеющих достаточно высокий уровень научных и педагогических кадров и специалистов, более совершенную техническую базу и другие преимущества, позволяющие решать широкий круг задач в области военно­-научного обоснования строительства и развития коллективной обороны, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научных кадров, проведения совместных фундаментальных и прикладных научных исследований и разработки научных рекомендаций по различным направлениям сотрудничества в сфере обеспечения безопасности и др.

Их деятельность регламентируется решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, органов отраслевого сотрудничества СНГ, межгосударственными и межправительственными соглашениями и договорами в области военно­-научного сотрудничества и других направлений, принятых в рамках Содружества, а также положениями о базовых организациях (учреждениях).

Одним из наиболее приоритетных базовых составляющих элементов военно-­научного сотрудничества в современных условиях является взаимодействие в области построения и совершенствования противовоздушной обороны (ПВО).

Анализ вклада научно-­исследовательских учреждений в военно-­техническое сотрудничество в формате СНГ показывает ключевую роль ЦНИИ ВВКО МО РФ (ранее 2-­го Центрального научно-­исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации) в создании и развитии национальных и объединенной систем ПВО государств Содружества, решении целого ряда сложных технических проблем, связанных с военно-­научным и научно-­техническим обоснованием вопросов строительства коллективной обороны.

В настоящее время институт является одним из основных разработчиков и исполнителей программных мероприятий по совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ (ОС ПВО СНГ), предложений по обеспечению международной безопасности и стабильности на пространстве СНГ, укреплению и развитию национальных оборонительных систем в области противовоздушной обороны. Накопленный опыт в сфере разработки, построения и развития комплексных систем вооружения, совместных проектов создания эффективных и экономичных национальных систем ПВО позволяет нам успешно решать задачи военного и военно-­технического сотрудничества с государствами – участниками СНГ.

Решением Совета глав правительств государств – участников СНГ от 16 апреля 2004 года на основе 2 ЦНИИ МО РФ была создана базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем противовоздушной обороны.

Сегодня это широко известный на всем постсоветском пространстве научно­-исследовательский институт по разработке теоретических и прикладных вопросов организации противовоздушной и воздушно-­космической обороны, оперативно-­стратегическому и военно-­экономическому обоснованию, военно­-техническому проектированию систем и средств вооружения, способов и форм их боевого применения, участию в испытаниях и освоении их войсками.

Опираясь на нормативную правовую базу военного и военно­-технического сотрудничества с государствами СНГ и руководствуясь Положением о базовой организации, институт строит свою деятельность в соответствии с решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств, органов отраслевого сотрудничества СНГ, межгосударственными и межправительственными соглашениями и договорами в области военного строительства, подготовки научных кадров и других направлений, принятых в рамках Содружества.

В соответствии с утвержденным Положением о базовой организации на институт возлагается ряд задач, решение которых напрямую влияет на развитие интеграционных процессов в области военного сотрудничества государств СНГ.

К основным из них относятся:

— подготовка согласованных рекомендаций по основным направлениям сотрудничества в области создания и устойчивого развития национальных и объединенной систем противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

— разработка и участие в осуществлении совместных научно­-исследовательских программ и проектов в области противовоздушной обороны;

— обеспечение создания совместных военно-­научных творческих коллективов на временной и долгосрочной основе;

— привлечение отдельных военных ученых и специалистов в области противовоздушной обороны одной из сторон к выполнению работ у другой;

— создание системы обмена военно-­научной информацией;

— обмен научной и научно-­технической литературой, учебниками, пособиями, научными и военно­-теоретическими трудами и другими материалами с учетом национального законодательства государств – участников СНГ о сохранении государственной тайны;

— координация разработки и реализация совместных научно-­исследовательских, экспериментальных и опытно-­конструкторских работ в области противовоздушной обороны.

Базовая организация реализует свое предназначение во взаимодействии с Секретариатом Совета министров обороны государств – участников СНГ, Координационным Комитетом по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств – участников СНГ, центральными органами военного управления государств – участников СНГ, Секретариатом Координационного Комитета и информирует их о своей деятельности. Формирование практических результатов деятельности обеспечивается совместными усилиями научных коллективов подразделений института, организаций военно-­научного комплекса ВС РФ и предприятий оборонной промышленности, научно-­исследовательских учреждений министерств обороны и ввузов государств Содружества.

Содержание основных направлений взаимодействия базовой организации с различными органами военного управления и предприятиями оборонной промышленности при выполнении ею своих функций представлено на рис. 1.

 

Направления взаимодействия:

  1. С Координационным Комитетом по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств:

— проведение научно­-исследовательских и научное сопровождение опытно-­конструкторских работ по развитию объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

— разработка концепций и программ развития национальных и объединенной систем противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

— научное обоснование создания единых региональных систем ПВО в Восточно­-Европейском, Кавказском и Центрально­-Азиатском регионах коллективной безопасности.

  1. С Секретариатом Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств:

— создание и совершенствование системы обмена военно­-научной информацией;

— проведение (координация) научной работы в области исследования проблем противовоздушной обороны в военных научно-­исследовательских организациях, высших военных учебных заведениях, организациях промышленности, на полигонах государств – участников СНГ, включая совместные учения, эксперименты и испытания;

— обмен опытом разработки нормативных документов, регламентирующих научную работу в военной сфере.

  1. С Отделом (по вопросам ОС ПВО СНГ) – Секретариатом Координационного Комитета:

— разработка и обоснование рекомендаций по развитию объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ и совершенствованию национальных систем противовоздушной обороны;

— обмен научной и научно-­технической литературой, учебниками, пособиями, научными и военно­-теоретическими трудами и другими материалами с учетом национального законодательства государств – участников СНГ о сохранении государственной тайны;

— проведение совместных семинаров, научных конференций, рабочих встреч и учебно­-методических сборов, посвященных проблемам развития интеграционных процессов в сфере противовоздушной обороны между государствами – участниками СНГ.

  1. С министерствами обороны государств – участников СНГ (командованиями войск ПВО (ВКС, ПВО, ВВС и ПВО, СВО) вооруженных сил государств – участников СНГ):

— обеспечение министерств научно обоснованными рекомендациями по развитию объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ и совершенствованию национальных систем противовоздушной обороны (ПВО);

— проведение консультаций по вопросам организации научной работы в области исследования проблем противовоздушной обороны в военных научно-­исследовательских организациях, высших военных учебных заведениях, организациях промышленности, на полигонах государств–участников СНГ, включая совместные учения, эксперименты и испытания;

— разработка (координация разработки) и участие в осуществлении совместных научно­-исследовательских программ и проектов в области противовоздушной обороны;

— реализация принципов построения системы обмена военно­-научной информацией.

  1. С предприятиями оборонной промышленности:

— военно-­научное сопровождение работ по реализации программных мероприятий создания и совершенствования систем военного назначения;

— системное проектирование, научно­-техническая координация работ;

— организация и проведение испытаний, эксплуатации и применения систем военного назначения в войсках;

— совершенствование полигонно-­испытательной базы для проведения исследований по тематике ПВО­-ПРО (ВКО), других видов и родов вооруженных сил.

За время функционирования института в качестве базовой организации внесен значительный вклад в развитие процессов интеграции, создания и укрепления противовоздушной обороны стран Содружества. Были проведены встречи с представителями министерств обороны государств с обсуждением конкретных и актуальных проблем и направлений двустороннего и многостороннего сотрудничества, практические показы военным делегациям государств – участников СНГ возможностей института по решению проблем противовоздушной обороны, совместные исследования в области совершенствования национальной и коллективной противовоздушной обороны, выступления с лекциями и практические занятия на сборах руководящего состава вооруженных сил государств Содружества.

Все это в значительной мере способствовало укреплению военно-­научного сотрудничества. Последующая реализация достигнутых договоренностей, результатов совместных исследований и исследований, проводящихся в интересах отдельных государств, позволили значительно повысить эффективность объединенной и национальных систем противовоздушной обороны и достичь принципиально нового уровня развития коллективной обороны.

Примерами практической востребованности результатов исследований развития ОС ПВО СНГ служат:

принятые Советом глав правительств СНГ и реализованные общие программы создания и совершенствования объединенной системы ПВО СНГ в части автоматизированных систем управления региональных командных пунктов различных звеньев;

— целевая программа обеспечения комплексного противодействия вооруженных сил государств – участников СНГ силам и средствам воздушного нападения (проект одобрен Экономическим Советом СНГ и рекомендован для рассмотрения Советом глав правительств СНГ);

— система обмена военно-­научной информацией между министерствами обороны государств – участников СНГ, утвержденная Советом министров обороны СНГ;

— предложения по развитию ПВО Казахстана, одобренные Президентом Республики Казахстан;

— предложения в области укрепления коллективной противовоздушной обороны в Восточно­-Европейском регионе коллективной безопасности, обоснованные и в последующем реализованные в ряде научно­-исследовательских работ (совместно с представителями Генерального штаба, Военной академии и научно­-исследовательского института вооруженных сил Республики Беларусь);

— рекомендации по основным направлениям сотрудничества в области создания и устойчивого развития национальных и объединенной систем противовоздушной обороны, направленные на повышение эффективности коалиционных группировок в регионах коллективной безопасности СНГ;

— предложения по созданию системы программно­-целевого планирования мероприятий строительства и развития ОС ПВО СНГ (разработан проект Положения о программно-­целевом планировании строительства и развития объединенной системы ПВО государств – участников СНГ);

— предложения по совершенствованию региональных группировок на основе комплексной оценки эффективности боевых действий различных вариантов состава и построения национальных и объединенной систем ПВО государств Содружества и планирования операций (боевых действий) коалиционных группировок войск (сил) ПВО в регионах коллективной безопасности (в частности, проведено технико-­экономическое обоснование вариантов построения и состава вооружения Единой региональной системы ПВО Российской Федерации и Республики Беларусь (ЕРС ПВО РФ и РБ), проведена оценка эффективности ЕРС ПВО РФ и РБ в составе РГВ);

— предложения по разработке проекта Программы Союзного государства «О создании маловысотного радиолокационного поля вдоль западной границы Союзного государства»;

— предложения по совершенствованию нормативно­-правовой базы военно-­технического сотрудничества Российской Федерации с государствами СНГ в части вооружения и военной техники ПВО;

— организация и проведение исследований на совместных учениях с боевой стрельбой войск (сил) ПВО (ВКС, ПВО, ВВС и ПВО, СВО) вооруженных сил государств – участников СНГ «Боевое Содружество».

Базовой организацией в настоящее время прорабатывается широкий спектр актуальных проблем развития ОС ПВО СНГ. Разрабатываются конкретные предложения и обосновываются методы, формы и способы их реализации по ряду направлений военно­-технического сотрудничества в области противовоздушной (воздушно-­космической) обороны.

Вместе с тем, в настоящее время в формате СНГ нет документа, содержащего концептуальные основы дальнейшего развития военного строительства, являющегося фундаментом для организации исследовательских работ, разработки программных мероприятий и системных проектов в области укрепления коллективной обороны в воздушно­-космической сфере.

Создание и строительство объединенной системы ПВО СНГ основывалось на Концепции охраны воздушного пространства государств – участников Содружества Независимых Государств (принятой главами государств в 1996 году). К настоящему времени мероприятия по ее реализации практически выполнены.

Логичным становится разработка нового основополагающего документа, учитывающего реалии современности, требования к эффективной противовоздушной (воздушно-­космической) обороне, общие приоритеты и национальные интересы.

Таким документом может стать Концепция воздушно-­космической обороны государств – участников Содружества Независимых Государств.

В современных условиях воздушное и космическое пространство превращаются в единую сферу вооруженной борьбы, успешные действия в которой будут в значительной степени определять ход и исход войны в целом.

Для адекватного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы в Российской Федерации создается система воздушно-­космической обороны. В создании надежной воздушно­-космической обороны заинтересованы все государства Содружества.

Решением Совета министров обороны от 11 ноября 2014 года Координационному Комитету по вопросам ПВО совместно с министерствами обороны государств – участников СНГ и Центральным научно-­исследовательским институтом Войск воздушно-­космической обороны Министерства обороны Российской Федерации поручено разработать и представить в установленном порядке на рассмотрение Совета министров обороны проект Концепции воздушно-­космической обороны государств – участников Содружества Независимых Государств.

Институтом были разработаны и Решением Совета министров обороны СНГ от 11 ноября 2014 года одобрены Концептуальные подходы к развитию воздушно­-космической обороны государств Содружества.

В основу Концептуальных подходов положены научно обоснованные и обобщенные взгляды министерств обороны государств – участников СНГ на построение воздушно-­космической обороны наших государств с учетом существующих реалий. По сути, были созданы научно-­теоретические основы дальнейшего совершенствования объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Соглашения «О создании объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств» и Содружества в целом.

Приоритетными направлениями дальнейших исследований являются:

— обоснование роли и места объединенной системы ПВО государств – участников СНГ в общей системе обеспечения военной безопасности Содружества в настоящее время и на перспективу;

— разработка требований, предъявляемых к ВКО, а также принципов, основных направлений и этапов построения ВКО государств – участников СНГ;

— исследование проблем построения наукоемких элементов соответствующих национальных систем Военно­-воздушных сил, Сил воздушной обороны, противовоздушной-­противоракетной обороны на основе многокритериальной оптимизации и их интеграции в состав региональных систем ПВО (ВКО) государств – участников СНГ;

— обоснование путей дальнейшего совершенствования воздушно-­космической обороны в части создания единых подсистем разведки и предупреждения о воздушно-­космическом нападении, огневого поражения и подавления средств воздушно-­космического нападения в составе региональных систем ПВО (ВКО) государств – участников СНГ;

— обоснование направлений организации взаимодействия войск (сил) объединенной системы ПВО государств – участников СНГ на стыках государственных границ государств Содружества и в воздушном пространстве государств – участников СНГ;

— исследование вопросов централизованного оповещения войск (сил) ПВО (ВКО) с командных пунктов ПВО (ВКС, ПВО, ВВС и ПВО, СВО) государств – участников СНГ, командных пунктов региональных систем ПВО.

Проведение этих исследований позволило обосновать целесообразность формирования совместной воздушно-­космической обороны на основе дальнейшего совершенствования объединенной системы ПВО СНГ, а также развития воздушно-­космической обороны России и соответствующих национальных систем противовоздушной – противоракетной обороны государств.

Проект Концепции был разработан. Он прошел этапы согласования в органах военного управления государств – участников и в апреле 2016 года был рассмотрен и одобрен Координационным Комитетом по вопросам ПВО при Совете министров государств – участников СНГ. А в июне 2016 года его одобрил Совет министров обороны государств – участников СНГ. На очереди – представление проекта Концепции Совету глав государств для принятия окончательного решения.

Концепция представляет собой систему официальных взглядов на воздушно­-космическую оборону, координацию усилий и взаимодействие войск ПВО (ВКО) по охране границ в воздушном пространстве, обороне важнейших объектов и основных группировок войск государств – участников СНГ от ударов средств воздушно­-космического нападения.

Несмотря на то что Концепция не приобрела еще силу официального документа (до ее утверждения Советом глав государств), Координационный Комитет, его рабочие органы и ЦНИИ ВВКО приступили к работе по определению практических путей реализации концептуальных положений построения коллективной воздушно-­космической обороны. Ее создание требует решения сложных организационно-­плановых, финансово-­экономических, научно­-технических и производственно­-технологических проблем.

В основе совместных работ по созданию рассматриваемой системы должно лежать использование существующей и постоянно совершенствующейся методологии программно-­целевого планирования развития систем вооружения, научно-­методического аппарата обоснования построения систем военного назначения.

Темпы и объемы строительства ВКО СНГ в решающей мере будут определяться двумя факторами: оценкой политическим и военным руководством государств – участников СНГ уровня потенциальных угроз из воздушно-­космического пространства; финансово­-экономическими возможностями государств Содружества.