Военный эксперт Ераносян: противоспутниковое оружие России остудит «горячие головы» НАТО

20.11.2021/Москва/Политэксперт Успешные испытания противоспутникового оружия указывают, что Россия пристально следит за развитием мировых тенденций в этой области вооружений. Зачем нужны такие технологии и как они развиваются в других странах, рассказал эксперт Бюро военно-политического анализа Владимир Ераносян.

Испытания нового вооружения, успешно поразившего недействующий российский спутник «Целина-Д» на орбите Земли, прошли 15 ноября. Этими маневрами Россия дает понять вероятному противнику, что будет сбивать вражеские спутники в случае военной угрозы, уверен эксперт Бюро военно-политического анализа, капитан первого ранга запаса Владимир Ераносян.

Как пояснил собеседник «ПолитЭксперта», космические спутники могут использоваться, к примеру, для разведки и отслеживания запусков баллистических и крылатых ракет, а также в управлении БПЛА.

«Для уничтожения таких космических аппаратов нужны спутники-перехватчики и баллистические ракеты, которые запускаются с установок шахтного базирования и подвижных комплексов, с надводных кораблей и подлодок или с самолетов. Их наличие нивелирует преимущество стран, обладающих разведывательными аппаратами или множеством спутников военного назначения», — отметил Ераносян.

Примечательно, что Госдепартамент США отреагировал на российские испытания гневно, назвав поведение России «угрожающим долговременной стабильности космоса». При этом представители Госдепа умолчали, что Соединенные Штаты готовятся к спутниковым войнам со времен Рональда Рейгана, заметил эксперт. По его словам, сегодня американские спутники ведут постоянную разведку и делятся ориентирами стратегических объектов России не только с союзниками по НАТО.

ГЛОНАСС ПРОТИВ GPS

Именно связь становится решающим инструментом для ведения войны нового типа — молниеносной, подчеркнул собеседник ПЭ.

Система GPS, на которую опираются армии НАТО, создавалась именно для военных нужд. Российский аналог ГЛОНАСС развивался как ее альтернатива. Обе системы рассчитаны на работу 24 штатных космических аппаратов, которые вращаются на геостационарных орбитах.

Как пояснил Владимир Ераносян, спутники ГЛОНАСС движутся в трех орбитальных плоскостях — по восемь на каждой орбите, а аппараты GPS — по шести орбитам по четыре спутника на каждой. Обе системы определяют координаты с высокой точностью, но бесперебойная работа ГЛОНАСС, в отличие от GPS, не требует корректировки.

По словам собеседника ПЭ, сегодня ГЛОНАСС может похвастаться лучшей точностью, чем GPS, на больших высотах. Есть у российской системы и недостатки. Главный — это отсутствие станций в некоторых регионах в силу обширных территорий России. Тем не менее система приобрела действительно стратегическое значение с точки зрения обороны.

НЕ ТОЛЬКО ГЛУШИТЬ, НО И СБИВАТЬ

По словам Ераносяна, развитие собственной спутниковой системы становится одним из приоритетных направлений, которое поддерживает суверенитет и обеспечивает бесперебойное функционирование систем ПВО и ПРО во всех регионах России.

Показательным эксперт считает пример Арктики. Учитывая наращивание в регионе сил ВВС США, ГЛОНАСС, обеспечивающая навигацию флота по Северному морскому пути, может решать и военные задачи.

Сеть ГЛОНАСС укрепила и влияние России в зонах локальных конфликтов. Например, в Сирии система проявила себя успешно в противодействии террористам, облегчая военным проведение радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Благодаря ГЛОНАСС средства РЭБ нейтрализуют каналы противника, не оказывая при этом негативного влияния на средства связи России и союзников, пояснил Владимир Ераносян.

Наличие в России собственной спутниковой навигации — огромное преимущество в случае локального конфликта, особенно у границ страны, подчеркнул эксперт:

«При необходимости силы радиоэлектронной борьбы могут нейтрализовать спутниковую связь любой страны НАТО, не обладающей альтернативной связью. Сигналы GPS при наличии спецоборудования могут глушиться за сотни километров. А 15 ноября Россия еще раз показала вероятному противнику, что при очевидном участии военных спутников в разведке, коррекции ракетных ударов и управлении дронами глушением дело не ограничится».

ИНДИЯ И КИТАЙ НЕ ОТСТАЮТ

Суверенную спутниковую навигацию развивают сегодня не только Россия и США, преуспела и Индия. Ее спутниковая система IRNSS предназначена для предоставления информации о положении объектов в пределах Индийского субконтинента. Она покрывает территорию страны и до 1500 километров от ее границ.

Цель проекта, разработанного Индийской организацией космических исследований в 2006 году, — сократить зависимость от иностранной навигации. Но если ГЛОНАСС и GPS — глобальные системы, IRNSS — региональная.

А вот китайская спутниковая система «Бэйдоу» тоже охватывает весь мир, и ее военный аспект в КНР заложили еще на старте проекта. Космический сегмент «Бэйдоу» будет состоять из 5 спутников на геостационарной орбите, 3 спутника — на геосинхронной орбите и 27 — на средней околоземной. В коммерческую эксплуатацию систему запустили в декабре 2012-го. На полную мощность она должна была выйти к 2020-му, но планы скорректировал COVID-19.

Мечтают о независимой спутниковой навигации и другие державы, отметил Ераносян. Например, Иран. В апреле 2020-го Исламская Республика при помощи трехступенчатой ракеты-носителя «Касед» («Посланник»/«Гонец») вывела на 425-километровую орбиту первый военный спутник «Нур-1».

Военную космическую программу развивает и Турция. Ее спутник «Гектюрк-2» (Gokturk-2) оснащен передовой технологией и обеспечивает передачу на Землю изображений высокого разрешения. Снимки, сделанные этим спутником, могут идентифицировать даже отдельные лица. Турецкая армия использует систему для получения разведданных о военных операциях в соседних с Турцией странах и передает их кому захочет.

«России есть что противопоставить. Космическая отрасль страны остается передовой. Но это значит, что и развиваться нужно ускоренными темпами, чтобы ни у кого даже мысли не возникло, что Россия уступает в каких-либо технологиях двойного назначения. Такие мысли могут привести «горячие головы» к действиям, чреватым тяжелыми последствиями для всего мира», — подчеркнул собеседник ПЭ.