Военный эксперт Ераносян: на переговорах по ядерной сделке Иран готовится к худшему

15.12.2021/Москва/Политэксперт Седьмой этап переговоров по ядерной сделке с Ираном в Вене при участии США, Великобритании, Франции и Германии на грани провала. Страны Запада уже назвали встречу бессмысленной тратой времени, обвинив Тегеран в выдвижении невыполнимых условий. Почему договориться не получается и чем грозит прекращение диалога, рассуждает колумнист «ПолитЭксперта», член Бюро военно-политического анализа Владимир Ераносян.

Иран не собирается идти на компромиссы, резонно полагая, что США легко перечеркнут любые договоренности при смене администрации. Это уже доказал Дональд Трамп, который в одностороннем порядке вышел из соглашения, заключенного в 2015-м при содействии международной пятерки (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия). Тогда удалось договориться о смягчении западных санкций в отношении Тегерана в обмен на заморозку ядерной программы.

Эта сделка, по сути, лишила Иран возможности развивать собственный ядерный арсенал. Тегеран не стал разрабатывать боеголовки, но перенаправил научно-исследовательскую и конструкторскую мысль на создание ракет-носителей, что сделкой не запрещалось.

ШЕСТЬ СПУТНИКОВ ИРАНА

Мирное освоение космоса никому не воспрещено. Даже сосед Ирана Азербайджан запустил собственный спутник «Азерспейс-1» весом 3,2 тонны. А Турция, главный региональный конкурент Ирана, имеет на орбите уже семь аппаратов.

С 2005 по 2020 годы Тегеран успешно вывел на орбиту шесть спутников: разведывательные «Сина-1» и «Расад-1», коммуникационный «Омид», два универсальных «Навид» и «Фаджар» и военный «Нур-1».

Больших успехов достигли иранцы и в производстве баллистических ракет «Хорремшехр» с новыми боеголовками весом до 1,8 тыс. кг, способными поражать цели на расстоянии до 2 тыс. км.

Скорее всего, именно наличие средств доставки и напугало США, а также соседний Израиль, и Вашингтон в одностороннем порядке вышел из соглашения. Но как только власть в Белом доме сменилась, президент Джо Байден инициировал новые переговоры.

Однако что-то пошло не так, и в срыве переговоров Запад снова винит Иран. Британская, французская и немецкая делегации (не без одобрения США) посчитали, что Тегеран выдвигает неприемлемые условия. При этом «четверка» хочет пересмотреть старые договоренности с учетом того, что после срыва сделки Иран совершил рывок в развитии ядерной программы. В основном это подозрения: единственными доказательствами можно назвать гибель иранских физиков-ядерщиков.

БОМБУ НИКТО НЕ ВИДЕЛ

Определенная часть израильской элиты после этих убийств ликовала: в Тель-Авиве не сомневаются, что комплексная секретная программа «Амад» по созданию и испытанию ядерного оружия, которая возглавлялась доктором Мохсеном Фахризаде, была практически завершена.

Израильская разведка Моссад утверждает, что Фахризаде был человеком, ответственным за ядерную программу Ирана «Проект 111», которая позволила бы иметь Тегерану атомную бомбу уже в 2021 году. При этом четких доказательств наличия ядерного оружия никто не дает.

Представитель Ирана на переговорах в Вене Али Багери Кани заявляет, что западные партнеры ведут себя неконструктивно, выбрав менторский и обвинительный тон. Он просит коллег заняться дипломатией, а не показывать пальцем. Тегеран обозначил свои условия, делая все для преодоления разногласий, подчеркнул он.

ОТ ЧЕГО ПОСЕДЕЛ ГЛАВА ЦРУ

По словам Али Багери Кани, «дипломатия — это улица с двусторонним движением, и если есть реальное желание исправить ошибки, то путь к выгодной сделке будет быстро найден».

В этой связи интересны и слова закулисного кукловода переговоров — главы ЦРУ Уильяма Бернса, который в недавнем интервью Wall Street Journal признался: большая часть его седины появилась из-за иранцев и русских. Особенно после «секретных переговоров» с Тегераном по ядерному оружию в 2013 году.

В ноябре 2013-го Иран и шесть стран‑участниц заключили промежуточное соглашение, известное как Совместный план действий, по которому Запад смягчал санкции в обмен на ограничение ядерной программы Ирана. Окончательный план был принят 14 июля 2015 года, когда все стороны смогли договориться в деталях. Как оказалось, договорились ровно до прихода к правлению Трампа.

Чем грозит крах нынешних переговоров, пока непонятно. Ставки в Вене весьма высоки. Провал переговоров вполне может обернуться обострением на Ближнем Востоке. В Иране готовятся к худшему, но не хотят примерять на себя роль провинившегося подростка перед лицом ментора. А Израиль тем временем уже готовит армию к новой войне. Более того, израильские СМИ сообщают о завершении разработки плана атаки на Иран с определением конкретной даты удара.