13.12.2021/Москва/iReactor Российский комплекс «Периметр» способен в автономном режиме гарантировать полное уничтожение противника. Есть ли у него достойные аналоги в мире, iReactor выяснил у военного журналиста Александра Михайлова.
Комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом «Периметр», известный на Западе как «Мертвая рука», был создан в СССР в разгар холодной войны. Известно, что систему еще называют «Машиной судного дня», и не спроста: по данным открытых источников, она способна самостоятельно нанести удар «возмездия», без участия человека.
Более того, существует мнение, что «Периметр» может работать в режиме «будильника Апокалипсиса». То есть, если после запуска автоматическое применение ядерного оружия становится неизбежным.
Действительно ли это так? И какие еще ключевые преимущества есть у грозной «Мертвой руки», выяснил iReactor у военного журналиста, руководителя Бюро военно-политического анализа Александра Михайлова.
Тайное советское оружие
Во времена Советского Союза «Периметр» был сугубо секретным комплексом. Однако мир узнал о нем в октябре 1993 года после статьи американского издания The New York Times «Машина Судного дня России». В ней представлен разговор эксперта Брукингского института Брюса Блейра с выходцем из СССР, который и рассказал о тайном советском оружии.
Причем именно в этой публикации впервые «Периметр» начали называть не только «Мертвой рукой», но и «Машиной судного дня». Источник The New York Times утверждал, что система способна без чьей-либо помощи нанести удар врагу.
При этом журналист Уильям Брод, написавший статью, предположил, что автоматизированный комплекс вряд ли можно назвать безопасным, ведь роковые случайности никто не отменял.
«Автомат» или «механика»?
Тем не менее, информация об автозапуске достаточно противоречивая. Да и многие американцы достаточно скептично отнеслись к статье NYT. Кто-то считал ее полной выдумкой, кто-то предполагал, что там представлены далеко не все факты.
Впрочем, один из разработчиков «Периметра» Владимир Ярынич опроверг эти сведения. Он подчеркнул в интервью журналу Wired в 2009 году, что вероятность автоматического запуска исключена. Ведь при взломе или сбое системы такая функция могла бы поставить под угрозу существование мира.
Система была спроектирована так, чтобы находиться в состоянии покоя, пока не будет активирована высокопоставленным чиновником в случае наступления кризиса. Только после этого система при помощи датчиков начинает вести мониторинг сети сейсмических, радиационных и воздушных датчиков давления на наличие признаков ядерных взрывов. Затем система должна произвести проверку четырех предложений «если/тогда», — рассказал он.
Ярынич подчеркнул, что «Мертвая рука» сначала должна удостовериться, произошел ли ядерный взрыв на территории России. Если да, то комплекс связывается с Генштабом, дабы получить четкую команду. Выяснив, что ответственные лица живы и могут сами принять решение об ответном ударе, система ждет от 15 минут до часа, а затем отключается. Правда, при условии, что отсутствуют новые атаки.
Однако если линия связи с Генштабом разорвана, то «Периметр» сделает вывод, что наступил апокалипсис. Система немедленно передала бы полномочия на запуск ракет тому, кто находится в этот момент в особо защищенных бункерах глубоко под землей. Это может быть и министр, присланный в связи с кризисом, и 25-летний младший лейтенант, бывший еще вчера курсантом военной академии, — объяснил разработчик.
При этом военный журналист Александр Михайлов в разговоре с iReactor сообщил, что на самом деле система работает автоматически в случае доказанной агрессии со стороны потенциального противника.
И сам замысел системы, которая создавалась в данном виде в 80-е годы, был именно в том, чтобы отработать возможности по противодействию во время потери центров управления. Когда поражаются центры управления, военные возможности превращаются в ноль. Но в случае с этой системой все заданные цели и все пушки, запланированные программой, осуществляются независимо от того, есть ли та рука, которая задает команду на запуск, или нет. То есть, в случае чего эта система будет включаться автоматически, — отметил он.
Эксперт добавил, что комплекс не может по ошибке запустить ракету. Даже несмотря на то, что порой фиксировались ложные угрозы.
Ошибок быть не может. Там находится наблюдающее устройство, которое может принять какую-то вспышку за запуск ракеты. Такие случаи неоднократно были, они подтверждаются. Но есть и дублирующие системы, которые не подтверждают угрозу, и тогда она аннулируется. Поэтому пока еще в работе обеих систем сбоев не было. Инциденты, связанные с фиксацией ложных пусков, были. Особенно в разгар холодной войны, — заявил Михайлов.
Стоит отметить, что в случае реальной угрозы «Периметр» запускает командные ракеты 15П011, разработанные в КБ «Южное». Они оснащены специальной головной частью 15Б99, содержащей радиотехническую командную систему разработки ОКБ ЛПИ. Она предназначена для гарантированного доведения боевых приказов центрального командного пункта до всех командных пунктов и пусковых установок в условиях воздействия ядерных взрывов и активного радиоэлектронного противодействия, при полете ГЧ на пассивном участке траектории.
Модернизация была, есть и будет
Корреспонденты Wired в 2009 году заявляли, что система функционирует до сих пор и готова нанести ответный удар. Спустя два года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев также сообщил, что «Периметр» существует и находится на боевом дежурстве.
Директор Центральной разведки Роберт Гейтс в 90-х годах предлагал запросить пояснения у президента Бориса Ельцина, функционирует ли эта система после распада СССР. Правда, и ЦРУ, и руководство Пентагона, и Госдеп с Белым домом отказались от идеи поднимать эту тему.
Кроме того, в 2018 году один из ведущих мировых специалистов по ядерному разоружению Брюс Блэр заявил британскому таблоиду Daily Star, что Россия модернизирует «Мертвую руку». По его мнению, это оружие, «гарантирующее тотальное уничтожение врагов», может предотвратить вероятность начала Третьей мировой войны.
Несмотря на устрашающую идею, доктор Блэр, сооснователь Международного движения за глобальный ноль, говорит, что существование подобного оружия на самом деле помогает снизить риск ядерной войны. Работающая «Мертвая рука» означает, что Западу всегда нужно будет думать дважды, когда у него возникнет искушение нанести ядерный удар, — сообщили обозреватели британского СМИ.
По словам Александра Михайлова, модернизация в стране действительно идет постоянно. Этого не избежать, так как противник тоже совершенствует собственные системы.
Модернизация идет постоянно. Естественно, вся эта система имеет абсолютно секретный характер. Но могу сказать, что средства подтверждения возможных ракетных пунктов совершенствуются. Потом программы, которые по сути прогоняют через себя данные, оценивают степень угрозы. Совершенствуется непосредственно на физическом уровне система защиты Москвы и ближайших регионов. Модернизация была, есть и будет. Обновление от систем контроля и наблюдения до непосредственно носителей ядерных боеприпасов, — рассказал журналист.
Аналоги «Периметра»
Известно, что раньше в США до 90-х годов существовала похожая система «Зазеркалье». Но есть ли сейчас у Соединенных Штатов и у других государств аналоги «Периметра»? Руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов отметил, что схожие технологии наверняка есть у Вашингтона и Пекина.
Он подчеркнул, что сегодня стремительно набирает обороты военная промышленность Китая. КНР создает новую систему доставки ядерных боеприпасов, модернизирует свой ядерный арсенал. Эта страна имеет на вооружении межконтинентальные баллистические ракеты, крылатые ракеты и сейчас стоит в одном шаге до создания гиперзвуковых средств доставки ядерных боеприпасов. Поэтому по сути Китай представляет не меньшую угрозу для США, чем Россия. Правда, лишь в теории.
Ядерные гегемоны, США и Китай, вводят системы безопасности, в том числе автоматические. Составляющая искусственного интеллекта очень важна. Она заходит практически во все военные отрасли. Но мы видим только процессы. Пока практических результатов, которые изменили бы баланс сил, я не наблюдаю, — подытожил Михайлов.