БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА УГРОБИТ ВОЕННУЮ НАУКУ

Практических шагов по развитию научных школ, подготовки и восполнения научных кадров в научно­-исследовательских организациях Минобороны России не предпринимается.

 

Если не уделить должного внимания научно­-исследовательским организациям Минобороны России сейчас, то в последующем придется все делать сначала: готовить специалистов, которые будут обучаться методом проб и ошибок, с нуля создавать дорогостоящую лабораторно­-экспериментальную базу, на пустом месте формировать научные направления и научные школы исследований. Для этого потребуются миллиарды рублей и не одно десятилетие с отнюдь не гарантированной положительной перспективой, что отрицательно скажется на обороноспособности страны.

 

Валерий КРЕТИНИН, полковник в отставке, лауреат Государственной премии Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, научный сотрудник ЦНИИ Войск ВКО Минобороны России

Сергей НЕСТЕРОВ, полковник в отставке, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник ЦНИИ Войск ВКО Минобороны России

Учитывая значимость военно­-научного комплекса Министерства обороны Российской Федерации в обеспечении обороны и безопасности государства, в марте 2015 года Совет Безопасности Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации В. В. Путина рассмотрел вопрос «О совершенствовании военно-­научного комплекса Российской Федерации в интересах обеспечения военной безопасности».

В частности, было отмечено, что проблемными вопросами военно-­научного комплекса Российской Федерации являются:

— распад научных школ научно­-исследовательских организаций Минобороны России вследствие многочисленных попыток реформирования военной науки, начиная с 1991 года;

— низкая обеспеченность научно-­исследовательских организаций Минобороны России научными кадрами высшей квалификации, старение кадров, отсутствие привлекательности научной работы для молодежи, несовершенство механизма восполнения и наращивания кадрового потенциала;

— значительный износ объектов лабораторно-­экспериментальной базы.

Во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации, определившего пути кардинальных положительных изменений в военной науке, в 2015 году Министерством обороны были разработаны, утверждены и приняты к исполнению «Концепция…», «Планы…» и «Программы…», направленные на развитие военно­-научного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Однако их практическое выполнение не смогло переломить негативных тенденций, связанных с уходом из научно-­исследовательских организаций Минобороны высококвалифицированных ученых, ослаблением научных школ и научного потенциала научно-­исследовательских организаций Минобороны в целом.

Это обусловлено следующим.

В рамках внедрения в Российской Федерации болонской системы образования с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ, что определило разрушение существовавшей системы подготовки научных кадров высшей квалификации в научно-­исследовательских организациях не только Минобороны, но и в научно-исследовательских организациях всех других ведомств Российской Федерации.

Реализация Федерального закона об образовании (ФЗ от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ, Ст. 31, п. 1 и п. 2) привела к ликвидации адъюнктур и аспирантур в научно­—исследовательских организациях. Научно-­исследовательские организации также были лишены права представлять научных сотрудников к присвоению ученых званий профессора и доцента (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2013 г. № 1139, раздел I, п. 3.) и возможности приема экзамена кандидатского минимума по специальности (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 28.03.2014 г. № 247, п. 5).

Подготовка для научно-­исследовательских организаций Минобороны научных кадров высшей квалификации в настоящее время осуществляется не в научно­-исследовательских организациях, а в целевых адъюнктурах военных вузов, где обучение завершается не защитой кандидатских диссертаций, а освоением программы подготовки научно-­педагогических кадров и подтверждается дипломом о ее окончании (ФЗ от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ. Ст. 60, п. 6, пп. 5).

Программа подготовки научно­-педагогических кадров в военных вузах ориентирована, прежде всего, на болонскую систему образования, основополагающим моментом которой является подготовка выпускников, способных успешно конкурировать на международном рынке вакансий.

Но военные ученые научно­-исследовательских организаций Минобороны России конкурируют с зарубежными коллегами не на международном рынке вакансий, а исключительно на поприще создаваемых перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники и их боевого применения.

Находясь в плену болонской системы, разработчики закона об образовании не приняли во внимание, что подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в вузах и научно-исследовательских организациях Минобороны в соответствии с действующим «Положением о подготовке научно-­педагогических и научных кадров…» (Приказ МО РФ № 31.0­1.999 г.) коренным образом отличаются.

В индивидуальных планах докторантов и адъюнктов вузов основное место занимает педагогическая практика с курсантами и слушателями по изучению существующего вооружения, военной и специальной техники и ее применению в войсках. В научно-­исследовательских организациях центральное место в подготовке научных кадров высшей квалификации отводится участию в выполнении плановых НИР и реализации результатов диссертаций не только в НИР, но и в ОКР по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники.

Опыт подготовки специалистов в целевых адъюнктурах вузов показывает, что по ее завершении и с последующим прибытием в научно­-исследовательскую организацию сотруднику требуется не менее 3­5 лет для освоения научно­-исследовательской работы в рамках специализированного научного направления.

Значительно сокращено количество и снижены штатные категории ученых­-военнослужащих в структурах научно-­исследовательских организаций до уровня, при котором военнослужащие или полностью отсутствуют в штате научно­-исследовательской организации, или их численность составляет минимальный процент, что приводит к отсутствию преемственности и перспектив их роста. Поэтому после защиты диссертаций в научно­-исследовательских организациях военнослужащие стремятся к службе в вузах, где выше должностные категории и имеется перспектива служебного роста. После сокраще­ния (увольнения) ученые­военнослужащие, как правило, утрачивают связь с научно­исследовательскими организациями.

Несмотря на то, что рядом «Программ развития…» предусматривалось в 2016 году увеличение численности ученых-­военнослужащих в научно­-исследовательских организациях на несколько десятков человек, до настоящего времени даже реализация этого пункта остается проблематичной. Проведенного в 2017 году повышения на одну ступень штатных категорий части ученых-­военнослужащих в структурах научно-­исследовательских организаций (младший научный сотрудник – капитан вместо ст. лейтенанта; старший научный сотрудник – майор вместо капитана; начальник лаборатории – майор вместо капитана) явно недостаточно.

Очевидно, что без ученых-­военнослужащих у научно-­исследовательских организаций Минобороны нет будущего, так как для проведения системных исследований в области совершенствования форм и способов вооруженной борьбы, а также военно-­научного обоснования создания и применения перспективных систем и образцов вооружения необходимы, в первую очередь, ученые-­военнослужащие, обладающие военными знаниями, навыками и умением. Основы таких знаний, навыков и умения могут быть получены только в военных вузах, а их дальнейшее развитие происходит в войсках, на полигонах и в научно-­исследовательских организациях Минобороны. В настоящее же время из-­за отсутствия военнослужащих в научно­-исследовательских организациях готовить некого, а с естественным уходом ученых ветеранов­-военных – будет и некому.

Продолжается отток из научно-­исследовательских организаций высококвалифицированных сотрудников из числа гражданского персонала в связи с тем, что уровень оплаты аналогичной работы в организациях оборонной промышленности и коммерческих структурах в 2-­3 раза выше.

Выпускники гражданских вузов в настоящее время не стремятся связывать свою трудовую деятельность с научно­-исследовательскими организациями Минобороны, где оплата труда на первичной научной должности младшего научного сотрудника составляет около 13 тыс. руб. в месяц. Исключение составляет только оплата труда в научно-­исследовательских организациях в таких городах, как Москва, Санкт-­Петербург и отдельных регионах, где имеются существенные дополнительные выплаты научным работникам согласно указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597.

 

Существенно снижена материальная заинтересованность сотрудников научно-­исследовательских организаций в связи с поступившим указанием Департамента социальных гарантий Минобороны России от 31 октября 2016 года № 182/5/7642, из которого следует, что финансирование выплат научным работникам согласно указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 должно осуществляться за счет оптимизации расходов и изыскания внутренних резервов, в том числе с привлечением средств от приносящей доход деятельности.

Имеет место низкий уровень финансирования программ по развитию лабораторно­-экспериментальной базы научно­-исследовательских организаций, на которые фактически выделяется не более 10­-15% от потребного объема.

Если не создать условий для притока в научно-­исследовательские организации Минобороны России молодых сотрудников (военнослужащих и гражданского персонала) в ближайшие 2­3 года, то сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала и научных школ научно­-исследовательских организаций будет невозможным.

В настоящее время на научно-­исследовательские организации Минобороны России возложены разработка и обоснование предложений по решению основополагающих системных оборонных проблем Российской Федерации. Это, прежде всего, анализ форм и способов применения вооруженных сил иностранных государств на ближайшую и дальнейшую перспективу, выработка форм и способов противоборства, военно­-экономическая оценка целесообразности создания отечественных комплексов и образцов вооружения, задание требований к ним, системное проектирование комплексов и образцов, военно­-научное сопровождение НИОКР по оборонной тематике.

Учитывая роль и место научно-­исследовательских организаций в обес­печении обороноспособности Российской Федерации, очевидно, что первоочередными неотложными мерами по сохранению и развитию научного потенциала и научных школ научно­-исследовательских организаций Минобороны России должны являться следующие мероприятия.

Во­-первых, в целях восстановления и развития системы подготовки и восполнения научных кадров высшей квалификации в научно­-исследовательских организациях необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон об образовании. Эти изменения должны обеспечить условия и возможность на законодательном уровне закрепить:

— восстановление в научно-­исследовательских организациях адъюнктур в качестве основы системы подготовки научных кадров высшей квалификации из числа военнослужащих;

— возвращение научно-­исследовательским организациям права представления научных сотрудников к присвоению ученых званий доцента и профессора и возможности приема экзаменов кандидатского минимума по специальности при наличии соответствующего Диссертационного совета и дипломированных ученых;

— проведение целевой подготовки адъюнктов и аспирантов в вузах для научно­-исследовательских организаций Минобороны на основе закрепления тематики исследований и научного руководства адъюнктами и аспирантами за научно­-исследовательскими организациями. Адъюнкты и аспиранты должны непосредственно участвовать в выполнении планов научной работы научно-­исследовательских организаций;

— создание системы целевой подготовки научных кадров в ведущих вузах Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации для научно-­исследовательских организаций;

— формирование на базе научно­-исследовательских организаций в соответствии с их тематикой специализированных кафедр вузов Министерства образования и науки Российской Федерации.

Важное государственное значение и межведомственный характер рассматриваемых проблем предопределяют необходимость общего руководства и координации их решения на уровне или Комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне, или, возможно, Администрации Президента Российской Федерации.

 

Учитывая неоднозначный противоречивый опыт разработки, согласования и принятия Федерального закона об образовании, необходимо головную роль по решению проблем подготовки научных кадров высшей квалификации в научно-­исследовательских организациях поручить профессионалам.

Для этого, прежде всего, целесообразно, как предлагает И. Г. Семенченко (Москва, Журнал «Вестник Академии военных наук» № 3 (56), 2016), «установить порядок назначения на пост министра Минобрнауки кандидата, победившего в соответствующем конкурсе среди профессионалов науки и образования с обязательной публикацией и профессиональным обсуждением в средствах массовой информации программ кандидатов по восстановлению науки и образования».

Непосредственная разработка и согласование предложений и проектов нормативных документов по решению рассматриваемых проблем могут быть возложены в Министерстве обороны Российской Федерации на Военно-­научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-­научные комитеты видов и родов войск, научно­-исследовательские организации и вузы. В других министерствах и ведомствах, в Российской Академии наук эта работа может быть проведена аналогичными структурами.

Во­-вторых, необходимо увеличение количества военнослужащих­-научных сотрудников в структурах научно-­исследовательских организаций до порядка 40% от общей численности и повышение их штатных категорий до уровня не ниже, чем в вузах Минобороны.

Методология военно­-теоретических научных исследований в области военного строительства не может быть полностью формализована. Методы обоснования состава и структуры группировок войск, форм и способов их боевого применения базируются на военном искусстве, как на важном компоненте. Поэтому определяющим качеством специалиста при проведении таких исследований является наличие у него не только достаточных знаний в военной области, которые могут быть получены только в военных вузах, но и обладание практическими навыками, умением и войс­ковым опытом, которые не могут быть приобретены без прохождения воинской службы в войсках, на полигонах, участия в военных конфликтах и боевой работе.

Методология военно-­технических научных исследований в области развития систем вооружения основывается не только на знании систем и образцов вооружения и специальной техники, но и при наличии опыта и навыков их применения в войсках, а также в повседневной деятельности по техническому обслуживанию и эксплуатации.

Опыт деятельности научно­-исследовательских организаций показывает, что становление ученых-­военнослужащих в области военно-теоретических и военно­-технических исследований до уровня старшего научного сотрудника занимает 9-­11 лет и 12-­14 лет – для начальника отдела и управления.

Поэтому начинать службу в научно­-исследовательской организации военнослужащие должны в возрасте не старше 27­-30 лет, иначе подготовка специалистов требуемой квалификации становится невозможной.

Это подтверждается аналогичной динамикой научного роста специалистов из числа гражданского персонала как научно-­исследовательских организаций Минобороны России, так и институтов Российской Академии наук и оборонно-­промышленного комплекса страны.

Жизнедеятельность научно-­исследовательских организаций связана также с необходимостью командирования своих сотрудников в «горячие точки», места военных конфликтов, с их участием в боевых действиях (военнослужащие научно-­исследовательских организаций принимали непосредственное участие в боевых действиях в Сирии, Египте, Вьетнаме, Ливии, Афганистане, Чечне и Южной Осетии), войсковых учениях, испытаниях образцов и систем вооружения, военной и специальной техники на полигонах и в войсках, а также с необходимостью несения службы войск, включая караульную службу и суточный наряд. Очевидно, что эта деятельность в научно-­исследовательских организациях не может осуществляться гражданским персоналом.

В­-третьих, актуально повышение престижа и привлекательности научной работы в научно­-исследовательских организациях Минобороны для гражданского персонала и особенно молодежи.

Качественное решение задач, возложенных на научно-­исследовательские организации Минобороны, не может осуществляться без участия высококвалифицированных специалистов в области фундаментальных и прикладных наук (общей и прикладной математики, общей и ядерной физики, квантовой механики, механики, системного анализа и синтеза сложных технических систем, аэродинамики, баллистики, приборостроения и др.), которых готовят только гражданские вузы. Это предопределяет необходимость комплектования научно-­исследовательских организаций Минобороны научными сотрудниками из числа гражданского персонала. Повышение привлекательности научной работы в научно-­исследовательских организациях для гражданского персонала и особенно привлечение молодежи возможно за счет предоставления жилья и различных видов льгот (социальных, налоговых и т. д.), расширения существующих мер по материальному стимулированию (увеличение числа различных федеральных и региональных грантов, повышение их доли за достижения в области обороны, включая закрытые работы).

Объединение в научно­-исследовательских организациях ученых из числа военнослужащих и гражданского персонала в научные коллективы и научные школы позволяет взаимно обогатить друг друга опытом и знаниями военного дела и основами фундаментальных и прикладных наук. Это, как показывает практика, обеспечивает решение сложных военно­-теоретических и военно­-технических проблем на самом современном научном уровне.

В-­четверых, целесообразно создание условий для существенного повышения материальной заинтересованности сотрудников научно­-исследовательских организаций в результатах своей работы. Для этого целесообразно разрешить научно-­исследовательским организациям Минобороны выполнять на платной основе работы в рамках Государственного оборонного заказа Минобороны, даже если научно-­исследовательские организации осуществляют по этим работам военно­-научное сопровождение.

Необходимость привлечения научно-­исследовательских организаций Минобороны к работам по Государственному оборонному заказу определяется, прежде всего, тем, что ряд работ, как показывает практика, в связи с их спецификой, отсутствием у предприятий оборонно-­промышленного комплекса научных школ системных военно­-технических исследований, необходимых специалистов, испытательной и лабораторной базы может быть выполнен на высоком научно­-техническом уровне с минимальными ресурсными и временными затратами только научно­-исследовательскими организациями Минобороны.

Необходимо также расширить практику привлечения сотрудников научно­-исследовательских организаций Минобороны к оплачиваемым работам государственных и общественных научных организаций, в частности, к работам Российской академии наук, Академии военных наук, Российской академии ракетных и артиллерийских наук и других организаций.

В­-пятых, необходимо осуществлять финансирование программ по развитию лабораторно-­экспериментальной базы научно­-исследовательских организаций на уровне, обеспечивающем не только ее техническое поддержание, но и качественное развитие.

Реализация перечисленных мероприятий в ближайшее время позволит без существенных затрат сберечь и поддержать существующие научно­-исследовательские организации Минобороны России, восстановить и развить в них систему подготовки и восполнения научных кадров высшей квалификации и научные школы, а также поддерживать научный потенциал в научно­-исследовательских организациях на необходимом уровне и обеспечить своевременное и качественное решение всех возложенных на них задач по укреплению обороноспособности Российской Федерации.

Если этому вопросу не уделить должного внимания сейчас, то в последующем придется все делать сначала: готовить специалистов, которые будут обучаться методом проб и ошибок, с нуля создавать дорогостоящую лабораторно-­экспериментальную базу, на пустом месте формировать научные направления и научные школы исследований. Для этого потребуются миллиарды рублей и не одно десятилетие с отнюдь не гарантированной положительной перспективой, что отрицательно скажется на обороноспособности страны.

Несмотря на то, что проблема подготовки и восполнения специалистов­-профессионалов в Вооруженных Силах и оборонно-­промышленном комплексе Российской Федерации широко обсуждается в прессе, и предлагаются конкретные предложения по ее решению, к сожалению, до настоящего времени никаких практических шагов по их реализации не предпринимается.