ОАО «БелАЗ» рассчитывает в 2025 году заменить все иностранные двигатели на самых распространенных видах карьерной техники на российские. Об этом сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора — технический директор «БелАЗ» Сергей Лесин. «Это небыстрый процесс. У нас есть ряд проектов, по которым мы получили опытные образцы, они проходят сейчас эксплуатационные испытания. По каким-то продуктам уже есть одобрение по серийному производству. По сути, когда эти работы будут завершены, мы полностью закроем потребность в дизельных двигателях по самым массовым продуктам. Вполне реально выйти на полное импортозамещение в этой части в 2025 году, если не возникнет никаких трудностей», — отметил Лесин. Он напомнил, что в настоящее время «БелАЗ» выпускает карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 90 тонн с двигателями производства «Ярославского моторного завода» (ЯМЗ, входит в группу «ГАЗ»). В частности, двигатели ЯМЗ-240НМ2 традиционно устанавливаются на технику грузоподъемностью 30-45 тонн, на самосвалы грузоподъемностью 60 тонн начали серийно устанавливать двигатели ЯМЗ-45. «В этом году мы будем изготавливать опытный образец и отдавать в эксплуатацию самосвалы грузоподъемностью 90 тонн с мощностью двигателя 1 тыс. лошадиных сил. Результаты увидим в следующем году», — добавил топ-менеджер. «БелАЗ» также работает с «Коломенским заводом» (входит в «Трансмашхолдинг»). Произведенный тем двигатель был установлен на новый самосвал грузоподъемностью 220 тонн, который «БелАЗ» презентовал в июле. В настоящее время машина проходит этап эксплуатационных испытаний и подготавливается к серийному производству. «Уже есть проект договора поставки на 20 единиц таких двигателей. По коломенскому двигателю мы должны получить предварительный результат уже в этом году, завершить эксплуатационные испытания — к июню 2024 года», — сказал Лесин. Кроме того, «БелАЗ» и «Уральский дизель-моторный завод» (УДМЗ, входит в холдинг «Синара — транспортные машины») подписали контракт на поставку в этом году 20 двигателей для машин грузоподъемностью 220-240 тонн. «Мы сейчас говорим про опытную эксплуатацию, предсерийные работы. Промежуточные итоги, скорее всего, будут в марте 2024 года. Конец следующего года — принятие решения о серийном производстве», — сказал Лесин. Помимо этого,заводы работают над проектом по созданию двигателя для машин грузоподъемностью 130 тонн, но, как уточнил Лесин, нужно двигаться последовательно: «Сначала получим результат по УДМЗ ДМ-185, а дальше приступим к проектированию совместного двигателя для машин на 130 тонн». «БелАЗ» серийно приобретает для своей спецтехники и двигатели Тутаевского моторного завода (входит в группу «КАМАЗ»). Однако этот завод «довольно сильно перегружен», посетовал Лесин. «Готовы работать с партнерами по новым проектам, но у них пока нет ресурсов для этого», — сказал он. «БелАЗ» принимал участие в международной промышленной выставке «Иннопром», которая проходила 10-14 июля в Екатеринбурге. Страной-партнером мероприятия в этом году стала Белоруссия. Белоруссия и Россия 15 февраля подписали соглашение о единой промышленной политике. Вице-премьер Белоруссии Петр Пархомчик сообщал, что белорусская и российская стороны начали реализацию ряда совместных проектов в рамках соглашения еще до его подписания. Он напомнил ранее принятое совместное решение о замене двигателей при производстве 220-тонных «БелАЗов» с американских на российские. Также ранее Белоруссия и Россия договорились о производстве унифицированных узлов и автокомпонентовдля «МАЗа» и «КАМАЗа».